>Обрывки журнала "У всех на устах"   >К содержанию обрывка


Театр вообще - это вид искусства, зрелище. Театр "2+Ку" - зрелище вдвойне, ибо на сцене совершается нечто такое, природу чего понять мгновенно невозможно, и оттого появляется ощущение, что ты в сказке, и тебя "несет буквально в пространство"

Оказывается, удивительно приятно писать в журнал, который мне симпатичен, о людях, которых я люблю.

Рассказать хочется и про Володю, и про Ольгу, и про Театр, и про лес, и про "деревяшки", и про друзей, и вообще, про все, что связано для меня с Захариями - так их многие называют, потому что Володя - Захаров, а значит, Захарий, а вдвоем с Ольгой, хоть она и Кушкова - они Захарии.

Володя - самобытнейший человек, совершенно ни на кого не похожий и многогранно талантливый. Вроде бы, "от искусства", "не по земле идущий", и в тоже время - прекрасный кулинар и домоустроитель. Его обеды и его дом удивительно изысканны и неповторимы.

Я преклоняюсь перед самобытностью, зная, как нелегко бывает ее сохранить. Я всякий раз радуюсь тому, что он создает. Как будто есть где-то живительный источник, откуда он черпает эту новизну и свое вдохновение.

Я пишу эту историю так, как я ее знаю, как вижу этих людей.

Идея кукольного театра сопровождала Володю с самого детства: когда-то они вдвоем с сестрой создали свой собственный театр кукол, нечто подобное было в студенчестве, в клубе самодеятельной песни. Володя закончил электроэнергетический факультет политехнического института и весьма успешно работал в качестве робототехника в НИИ технологии машиностроения.

И вдруг - театр. Конечно, он всегда был чем-то увлечен: самодеятельной песней, созданием кинофильмов, резьбой по дереву, строительством домов в лесных чащах.

И, конечно, он не случайно оказался в театре куклы и актера "Скоморох", где и получил первый заказ, как робототехник-кукольник на изготовление знаменитого "Буфета" к спектаклю "Было или не было" по книге М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Этот удивительный, многосложный механизм сразу прославил Захария и вдохновил на следующие произведения. К сожалению, судьба буфета, как и большинства кукол, созданных Захарием в "Скоморохе", весьма печальна: они погибают от плесени в подвале здания театра, что в Кооперативном переулке. Хотя могли бы стать экспонатами театрального музея.

Следующим уникальным и легендарным произведением Захарова стала собака Понтия Пилата к тому же спектаклю. Легенда такова: бутафоры изготовили прекрасную копию черного дога, вызвавшую всеобщее восхищение. После первых восторгов, в ночь накануне прогона, Захарий "выкрал" дога со сцены, поместил ему внутрь некий механизм и вернул на место. Днем, во время прогона, в момент получения известия о казни Иуды, когда в зале все замерли, собака неожиданно плавным, естественным движением подняла голову, до того мирно покоившуюся на вытянутых лапах, не спеша и торжественно осмотрела зал и также с достоинством опустила голову обратно (кстати, по легенде, услышанной мною от москвичей, она и вовсе встает и уходит). В зале, естественно, "все упали"! Такова легенда. Я помню свой просмотр спектакля. Все так и было!

Затем последовали другие спектакли, куклы, игра в театре, жизнь в полуподвале, где гости входят не в дверь, а прямо в окно. Поиск единомышленников, творческие планы. Тогда же появилась Ольга. Она с детства мечтала о сцене, занималась хореографией, аэробикой. Закончила тот же политехнический институт, что и Володя, по специальности "гироскопические приборы и устройства", работала в том же НИИ ТМ. И вдруг - Володя и театр. Когда он предложил ей сделать спектакль, нисколько не сомневаясь, согласилась.

В театре, кроме как в роли актрисы, она выступает в роли "специалиста по внешним связям", и "внутреннего администратора": решает вопросы с билетами, программками, афишами, ведет архив театра, а также осуществляет отношения с государством: театр имеет статус негосударственного учреждения культуры и патент на индивидуальную частную деятельность.

За эти семь лет, разделяя с Захарием творчество, радости и беды, Ольга из симпатичной девочки превратилась в удивительно красивую и мудрую женщину. Женщину, дарящую Мастеру Вдохновение, Музу.

Именно за эти семь лет Володей созданы чудеса корнепластики: алтарь и амвон для томского католического костела, множество интерьеров, отдельных сувениров, бижутерии.

Чуть раньше появилась теперь получившая международное признание профессионалов "Кукла на запястье". Кукла имеет, по сути, безграничные возможности.

Похоже, Захарий, как всякий Мастер, уже давно считает собственное произведение простым и понятным, тогда как у постороннего такая кукла вызывает искреннее изумление. Дети воспринимают героев спектаклей абсолютно как живых существ. Да и у взрослого подчас появляется такое чувство, особенно при взгляде на знаменитого Колю Шторкина, который сидит себе автономно, объявляет звонки собственным голосом, крутит ручку.

Но я забежала вперед. Вернемся в 1992 год. 7 июня состоялся первый спектакль театра по пьесе В.Захарова "Жан из стручка".

Театр состоялся. Он был назван "2 + Ку", "Двое плюс куклы". На его фирменном знаке - пара лошадей, запряженных в одну повозку. Как считает Ольга, этот знак удачно отражает суть их с Володей супружества - они оба по гороскопу лошади - Огненная и Белая. И везут по жизни одну повозку - свой театр. Но продолжим знакомство...

На самом деле, в театре, кроме кукол и этих Двоих, есть не менее замечательные люди, без которых бы ничего не было. Лучший друг Захаровых - Сергей Гурин - автор и исполнитель технической части театра, генератор идей, изобретатель специально для театра языка параллельного программирования "2К", приобретшего уже всероссийскую известность, благодаря журналу "Монитор" (№ 6, 1995 год).

Главный режиссер "2+Ку" - Владимир Козлов - ведущий актер театров "Скоморох" и "Интим", любимец многих томских зрителей, выступает в качестве режиссера и педагога. Одна замечательная семейная пара, недавно отбывшая из Томска в Новую Зеландию, тоже внесла немалый вклад в жизнь и деятельность Театра. Стилист Лариса Смаковская создала внешний имидж актеров, смоделировала и сшила необычные костюмы, которыми Захаровы весьма гордятся. Ее муж, композитор Николай Федяев сочинил уникальную музыку к спектаклю "Маленький принц". Одним словом, талантливых и добрых друзей у театра немало, спасибо им всем!

Так в чем же уникальность театра Захарова? Театр вообще - это вид искусства, зрелище. Театр "2+Ку" - зрелище вдвойне, ибо на сцене совершается нечто такое, природу чего понять мгновенно невозможно, и оттого появляется ощущение, что ты в сказке, и тебя "несет буквально в пространство" (прямая цитата от зрителя).

Все на сцене делается как "по волшебству": дует ветер, идет дым, зажигаются звезды, сами по себе живут персонажи. Дети испытывают сладкий ужас, попав в этот заколдованный мир, созданный при помощи актеров и компьютера. Особенно потрясает их сцена из "Жана в подземелье", когда люди исчезают абсолютно, а персонажи - гусеницы, пауки и другие продолжают активно существовать. Весь спектакль и ребенок, и взрослый - в ожидании чуда.

Думаю, что та самоотдача, вдохновение и любовь, с которой они задумывают, готовят и играют спектакли, сильным потоком энергии касается нас, зрителей. Приобщившись, мы все становимся светлее. В пьесах, что выбраны или написаны Захарием, заложены разумные, общечеловеческие идеалы и ценности: любовь, справедливость, поддержка, искренность, доброта, мужество и храбрость. Все герои - непосредственны.

Сегодня в репертуаре театра уже 3 спектакля. Как отмечают критики, они совершенно не похожи друг на друга. Если в первом - по пьесе Володи Захарова "Жан из стручка" акцент явно сделан на технической стороне, актеры и режиссер не на шутку увлечены "машинографией", то во втором, "Маленьком принце" по Экзюпери на первый план выступает философский смысл бытия и удивительная работа актеров и кукол. Там есть совершенно потрясающая сцена приручения лиса, где актеры работают "наперекрест": Ольга водит лиса, а говорит за принца, а Володя, наоборот, водит принца и говорит за лиса. При этом сцена эмоционально так насыщена, что в зале у многих на глазах появляются слезы.

В третьем спектакле "Жан в подземелье" (продолжение "Жана из стручка") появляются еще более сложные сцены, когда один актер ведет сразу двух героев, что очень не просто даже физически, но удается блестяще. Сам спектакль смотрится на одном дыхании: он легок, остроумен, полон глубокого философского смысла. Что же касается планов, они грандиозны и уже в стадии реализации. Готовятся 4 спектакля: по пьесе Стругацких "Улитка на склоне", по пьесе Сергея Козлова "Ежик в тумане", "Ночная жизнь" - краткий мультипликационный спектакль для творческих встреч по пьесе Владимира Захарова, моноспектакль "Закулисыч" того же автора.

Такая вот получилась история. Почти без проблем. Хотя они, конечно, есть. У театра по-прежнему нет собственного Дома, и они вынуждены работать на выезде, зарабатывая тем самым на жизнь и реализацию творческих планов. Когда-то руку спонсора протянула им фирма "Протей". Ее тогдашний директор Андрей Рюмин предоставил ребятам возможность думать лишь об искусстве, а не о хлебе насущном, выплачивая им регулярную зарплату, спонсируя спектакли, поездки на фестивали. Его последователи, Аркадий Васильков и другие, до сих пор помогают, чем могут, и за это им низкий поклон. А вот собственно Дома так и нет.

В самом деле "2+Ку" - явление уникальное, как замечательно сказала друг театра, директор молодежного клуба ТГАСА Алла Гоц: "2+Ку" - это томская Эйфелева башня". Именно к ним ведут удивить заезжих, заморских гостей. Именно их иностранные и столичные студенты и актеры, дипломанты и ученые, называют достоянием мировой культуры и удивляются отсутствию поддержки.

А нужно-то всего ничего: старое, пустующее небольшое здание и немного денег. Все остальное Захаровы и их друзья сделают сами.

Вспомните, из сотен богатых русских купеческих фамилий на века осталась фамилия Третьякова, который не пожалел времени и средств, чтобы поддержать русское живописное искусство. В Томске все знают фамилию Макушина, который прославился тем, что открывал в Томске библиотеки и покупал для них книги.

Театр Захаровых - неординарное, высокотворческое явление! Мы все можем гордиться тем, что оно возникло и существует именно в нашем городе.

Хотите вписать свое имя в историю Томска? Позвоните по телефону 41-15-57! "Двое плюс Куклы" будут рады Вашим предложениям.


  >К содержанию обрывка

Сайт управляется системой uCoz