>Обрывки журнала "У всех на устах"   >К содержанию обрывка
"Дарил также царь своей возлюбленной ливийские аметисты, похожие цветом на ранние фиалки, распускающиеся в лесах у подножия Ливийских гор, - аметисты, обладавшие чудесной способностью обуздывать ветер, смягчать злобу, предохранять от опьянения и помогать при ловле диких зверей; персепольскую бирюзу, которая приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов и отводит царский гнев; и кошачий глаз - оберегающий имущество, разум и здоровье своего владельца, ... и нефрит, отстраняющий удары молнии..."

А.И.Куприн

Как много изменилось с тех времен, когда люди слагали эти древние легенды о необыкновенных магических свойствах и внутренней силе драгоценных камней. Но неизменно влечение человека к прекрасному, и так же, как многие века назад, не утратила для нас своей таинственности красота камня, так же завораживают переливы света на его гранях. По-прежнему лишь немногим дано открывать для нас это великолепие, и рождение ювелирного украшения - всегда момент волнующего чуда.

Неудивительно, что, переступая порог мастерской председателя правления Томского Союза художников России Эрнеста Имамухаметовича Дюсметова, я ощущала робость и легкий трепет перед встречей с Мастером.

- Создавая украшение, думаете ли Вы о женщине, для которой оно предназначено? Влияет ли на выбор самоцветов, стиля изделия ее внешность, характер, или, может быть, важен знак зодиака?
- Да, безусловно, если заказ делает сама женщина. Я считаю, что не бывает некрасивых женщин, каждая прекрасна по-своему, и подчеркнуть эту красоту и индивидуальность, а может быть, придать ей некоторую загадочность - в этом я вижу свою задачу. Здесь многое зависит и от вкуса клиента, но, если, скажем, украшение делается для особого случая, на один вечер, можно позволить себе все, что угодно, все что нравится. Но когда украшение делается на каждый день, очень важно найти "свой" самоцвет, "родственный". Не могу сказать, что я очень серьезно отношусь к старинным преданиям о магических свойствах камней, но тем не менее, если вы быстро ощущаете усталость, камень кажется тяжелым, холодным, вам с ним неуютно, - скорее всего, вы не правильно его подобрали, он "чужой". "Ваш" камень - тот, с которым радостно на душе.
- Можете ли Вы вспомнить какие-то моменты из детства, которые определили Вашу профессию?
- Пожалуй, нет. Хотя, может быть, косвенно повлиял мой дед. Он был мастеровой человек, хороший сапожник, но любил в свободное время делать красивую упряжь для лошадей. Я в детстве увлекался рисованием и в училище поступал на оформительское отделение. Во время учебы, и позже участвовал со своими полотнами в выставках. Но однажды я попал в мастерскую знаменитого уральского ювелира Леонида Федоровича Устьянцева; с этого, наверное, все и началось. Надо сказать, очень многие на Урале занимаются ювелирным делом, потому что там действительно под ногами все. В свое время в нижнем Тагиле, где основной малахит добывают, крыши красили раздробленным малахитом - такие красивые были крыши, ярко-зеленые. Да и сейчас можно просто в субботу, воскресенье, захватить рюкзачок, молоток, поехать в заветное место, на карьер, и на отвалах набрать, что тебе нужно - прямо как в сказках Бажова. Работают с камнем многие, но именно Леонида Федоровича могу я назвать настоящим Мастером и своим Учителем. Со встречи с ним я стал все больше уходить из живописи в ювелирное искусство, правда, до сих пор балуюсь иногда акварелью, когда есть свободное время, дарю друзьям.
- В чем Вы находите источник своего вдохновения? Бывает ли так, что какое-то яркое мимолетное впечатление из жизни подталкивает Вас к созданию нового произведения?
- Я не знаю. Подтолкнуть может все, что угодно. Иногда камень подсказывает, а чаще тема возникает в голове, и потом уже начинаешь искать нужный материал. Не всегда это золото, например, в последней моей серии "Экологический джаз" я использую и поделочные камни, и перламутр, и даже бивни мамонта, если потребуется.
- Хотели бы Вы видеть свои работы в музеях или связанными с жизнью конкретных людей, переходящими в семье из поколения в поколение?
- Конечно, видеть свои произведения в музеях - очень приятно, это говорит о высокой профессиональной оценке мастерства. Мои работы есть в нашем Художественном музее: "Мотыльки", "Марина"; "Последняя стоянка" - работа, которую я посвятил памяти Сергея Хатымова, замечательного художника, единственного в Томске мастера по гобеленам. Несколько работ было куплено Министерством культуры и сейчас находятся в коллекции современного ювелирного искусства в Оружейной палате: "Ночной полет", "Зимняя радуга". Но, с другой стороны, когда я вижу, с каким восхищением относятся люди к моим украшениям, когда я уверен, что за ними будут бережно и с любовью ухаживать, тогда мне действительно хочется, чтобы это были семейные реликвии. Вот не так давно, я не смог отказать женщине, приехавшей за украшением специально из Москвы, хотя это действительно оригинальная вещь, которую я делал для себя, для души - "Сады Хокусая".
- Всем известна страсть женщин к украшениям, мужчины же к этим вещам более равнодушны. Как же случается, что ювелирами становятся именно мужчины?
- Здесь, я думаю, сказывается сложность работы ювелира, которая требует не только адского терпения, но часто и просто мужской силы. К тому же, за сотни лет с момента появления первых украшений технологии не изменились принципиально, и они по-прежнему вредны для здоровья: приходится иметь дело с кислотами, огнем, который постоянно перед глазами, каменной пылью. Нельзя сказать, что женщин-ювелиров вообще нет, но это скорее дизайнеры, генераторы идей, которые работают в альянсе с мастерами-мужчинами, за которыми и остается тяжелая работа.
- Есть ли у Вас материалы, камни, работать с которыми - особое удовольствие? Вы используете камни из далеких заморских стран или есть наши, сибирские?
- Я очень люблю работать с серебром, оно необыкновенно пластично. Хотя в обращении с ним нужно быть деликатным и чутким, как с женщиной - оно, как женщина, и капризно. Если же говорить о самоцветах, то трудно выбрать какой-то один, каждый камень хорош по-своему. Это когда он под ногами лежит - он просто невзрачный булыжник. Запнешься, да и пройдешь мимо. А поднимешь, да обработаешь, какая открывается красота! И даже не надо далеко ехать: на берегу Томи множество сердолика, агата; в районе Иштана я беру окаменелое дерево. С Алтая привожу нефриты, жадеиты; с Памира - лазурит; малахит, конечно, с Урала. Есть минералы уникальные, например, единственное месторождение чароита - у нас в Сибири, на реке Чаре, поэтому редко кто из иностранных гостей про такой камень слышал. А то, что в томских ювелирных магазинах называют "изумрудной щеткой", на самом деле уваровит, - редкий сорт зеленого граната, названный по фамилии открывшего его месторождение на Урале Уварова. Конечно, есть у меня и заморские диковинки, такие как перламутр из Новой Зеландии, тиманские агаты...
- Если оглянуться на прошлое, то, очевидно, что мужчины украшали себя с не меньшим увлечением, чем слабый пол. Что позволяют себе современные мужчины?
- Не очень многое: чаще всего - кольца-печатки, золотые цепи, крестики. Правда, в последнее время интерес мужчин к своей внешности проявляется в более изысканных вещах - появились заказы на запонки, булавки для галстука, мундштуки для трубок. Представители власти могут позволить себе больше: например, нагрудный знак мэра города Томска - "Городской голова".
- Не сталкиваетесь ли Вы в работе с драгоценными металлами и камнями с чисто материальными ограничениями своего творчества?
- Нет. Дело в том, что совсем не обязательно использовать дорогостоящие материалы для того, чтобы получилось высокохудожественное произведение. Вещи, купленные у меня для Оружейной палаты, сделаны из самых обычных материалов - мельхиора, поделочных камней, оптического стекла. Но если для моего замысла необходимо, скажем, золото или серебро, я и с ними не испытываю каких-то ограничений, хотя раньше, в советское время, очень трудно было получить разрешение на работу с драгоценными материалами и камнями. Сейчас в этом смысле прекрасное время для ювелира.
- Вы родились в Башкирии, учились мастерству на Урале. Как в Вашей жизни появился Томск? И что для Вас значит этот город?
- В Томск я попал, можно сказать, романтически, как "декабрист" поехал за женой в Сибирь, когда она в составе труппы Романа Виндермана решила основать в Томске новый кукольный театр. Конечно, теперь об этом не жалею, Томск мне очень нравится, и чем дольше живу, тем больше его люблю. Это действительно очень красивый город, но можно было бы столько сделать, при желании, просто туристический рай.
- Есть ли среди мужчин нашего города такие, для которых подарить любимой женщине колье к празднику - хорошая традиция?
- Да, у меня есть постоянный круг клиентов, в том числе и мужчин, умеющих порадовать своих жен, дочерей, - например, известный томский хирург, замечательный человек, Борис Ильич Альперович. И это люди, не столько богатые, сколько просто понимающие толк в ювелирном искусстве, с тонким вкусом и внимательные к любимым женщинам.
- Вы знаете, когда заходишь в наши ювелирные магазины, возникает ощущение, что время их не коснулось. Да, есть красивые вещи, но нет таких, в которых чувствовался бы дух современности. Что это, консерватизм нашей ювелирной промышленности или вкусов покупателей.
- Конечно, в магазине в основном продаются изделия, поставленные на поток, которые быстрее и проще сделать: литейный антураж из золота, из платины - штампованные цветочки, добавьте бриллианты - и готово! Такие украшения имеют не столько художественную ценность, сколько служат хорошим способом вкладывать деньги. Но дело даже не в нашей промышленности - на Западе также предпочитают делать очень технологичные вещи. То, что сделано руками, в одном экземпляре, стоит бешеные деньги. И они очень гордятся, если у них есть возможность покупать вещи с именным клеймом мастера.
Что касается вкуса, то в большинстве своем наши люди воспитаны на старых традициях - черненое серебро, финифть, филигрань... Все это действительно достойно восхищения, но меня сейчас увлекает современный стиль: лаконичные, правильные геометрические формы, использование объема, своего рода металлопластика. И хотя не думаю, что мои работы можно отнести к авангарду, не каждая женщина решится их одеть, поэтому это в основном, выставочные работы. Так что понятие моды пока для нас не актуально, каждый выбирает то, что ему нравится.
- Что позволяет ювелирам совершенствовать свое мастерство? Вы общаетесь с зарубежными коллегами? Создаете творческие союзы? Совместные выставки?
- С коллегами общаемся, в основном, на выставках. Самая представительная на сегодня из них - ежегодная Московская выставка "Ювелирное искусство России". Многие экспонаты выставки закупаются Министерством культуры для различных художественных музеев. Так, в последний раз у меня была куплена серия пряжек "Скитальцы".
Готов к печати художественный альбом к 50-летию Томского Союза художников России; я думаю, в ближайшее время мне удастся все-таки выпустить свой каталог, и надеюсь в 1998 году порадовать томичей персональной выставкой.
Красивой женщину делает любовь, и не нужны на самом деле никакие украшения - каждая женщина прекрасна и без них. А то, что они иногда покупают ювелирные украшения, так это лишь чтобы порадовать себя в минуты душевной слабости. Поэтому, дорогие мужчины, если ваша любимая хмурится, подарите ей хорошенькое колечко, браслет, или, может быть, сережки - никто не знает лучше, чем Вы, как ей угодить, - и Вы увидите, как засияют ее глаза.

Яна Булавина

Фото С.Кривенко

  >К содержанию обрывка

Сайт управляется системой uCoz