Петр Коняев, Валерий Подопригора, Александр Глушко, Виктор Круткин - легендарная
Томская группа "Звуки", кумиры молодежи нашего города 60-70-х годов.
Томские "Биттлз", создавшие свою группу практически в одно время со
знаменитыми ливерпульцами и написавшие свое супербоевики ("Ночной мотылек",
Без меня", "Прощай, любовь" и др.) за 15 лет до появления "Машины
времени". Их песни с затертых до нельзя ленточных кассет переписывали на
допотопных "Днепрах", "Яузах" и "Кометах", подбирали
на гитарах в школах и в студенческих общежитиях, заучивали слова... В то время
на огромной территории бывшего СССР это была одна из немногих, если не единственная
группа, которая никак не вписывалась в стилистику ВИА. "Звуки" всегда
играли свою музыку.
Для многих томичей моего поколения "Звуки" были и остаются наиболее ярким явлением культурной жизни города 60-х - начала 70-х годов... Их песни накрепко вписаны в нашу судьбу, потому что отражали внутренний мир и эстетическое восприятие действительности многих тысяч тех, кто входил в сознательную жизнь под аккомпанемент капели хрущевской оттепели и с твердым желанием жить иначе, не так, как раньше.
Творчество "Звуков" было своеобразным камертоном, по которому настраивали музыку своей души несколько поколений молодых жителей нашего города. Что подкупало их в песнях "Звуков"? Наверное, искренность - первое и главное условие настоящего творчества.
Безусловно, индивидуальность. Каждый из музыкантов группы - прежде всего личность, яркая индивидуальность. И они очень органично дополняют друг друга. Почти за 30 лет дружбы и совместного творчества "Звуки" стали единым целым, оставаясь при этом уникальным для отечественной музыкальной культуры явлением. Их отличает прежде всего высокая интеллигентность, которая так соответствует внешнему облику и внутреннему содержанию нашего города. В творчестве "Звуков" отсутствуют агрессивность, озлобленность, цинизм, так типичные для бунтарской рок-культуры последних 30-ти лет. В то же время это явно не попсовая, я бы даже сказал, антипопсовая группа. Она всегда отличалась изысканным вкусом и высокой общей культурой. "Звуки" расшатывали задубелые стереотипы мышления, подкупая слушателей неподдельной искренностью, вторгались с ней в сферы, куда подцензурной лире вход был закрыт, и выражали чувства тех, с мнением которых в официальных кругах считаться было не принято.
Наш журнал впервые публикует стихи Александра Глушко - автора текстов абсолютного большинства песен "Звуков". Сразу оговорюсь, что те, кто попытается анализировать эти стихи с точки зрения канонов классической поэзии, поставят в глупое положение самих себя. Каждый жанр можно судить только по его законам. Стихи А.Глушко - это не просто стихи, это стихи-песни или, если хотите, просто песни-баллады, в конечном итоге, фольклор, - стихи, поющиеся под гитару. В его творчестве слишком многое определяется эмоциональным состоянием исполнителя(ей), которое вольно или невольно проецируется на слушателей, рождая в сознании каждого из них сложную палитру образов и ассоциаций. Здесь нельзя оторвать поэзию от музыки и музыку от поэзии...
Главное, что отличает творчество А.Глушко - это удивительная его открытость, доверчивость, без которых эти песни были бы другими, не его песнями. Обнажая, порой до предела, свои чувства и мысли, он никого никуда не призывает, никого никуда не зовет. Вместе с тем, чистота и юношеская лиричность его текстов вольно или невольно заставляют слушателя отвергнуть ложь или по крайне мере пытаться ее не умножать, не впадать в конформизм, не поддаваться искушению довольствоваться благополучием в обмен на незаявленность мысли и поступка.
дополнительные материалы к статье: /1/ /2/ /3/