Но да простит читатель наше лукавство. Ясно, что заявления о скончавшейся моде
- не более чем способ поддержать внимание к этой практически вечной теме. Подтверждение
тому - показ коллекций "высокой моды", по многолетней традиции прошедший
в январе в Париже. Вновь демонстрировались коллекции знаменитой "от-кутюр"
- сколь великолепной, столь и непонятной, воспеваемой и ругаемой одновременно.
До Парижа далеко, до "от-кутюр" высоко, скажете вы. И будете не совсем правы. Человек извечно окружал себя сказками и мифами, столь органично вплетая их в свое бытие, что и сам уже не мог потом разорвать реальность и выдумку. Не это ли самое произошло с "высокой модой"? С этим замкнутым мирком, где кутюрье, играющие роль творцов, волшебным мановением руки приводят в движение неземные создания, обыденно называемые манекенщицами?
Много десятилетий, да что там, столетий назад люди придумали себе замечательную игрушку, в которую можно играть всю жизнь, и назвали ее - мода. Со свойственной человеку непоследовательностью с тех пор мы не раз пытались то попросту сломать свою забаву, то разобрать ее на составные части (как ребенок, которому страшно интересно, что там внутри). То забрасывали надоевшую игрушку в чулан, то доставали ее, соскучившись, из пыльных сундуков... А мода жила и живет, и играют в нее по-прежнему все, от мала до велика, невзирая на национальность и место жительства.
Состояние вечного движения, постоянное следование ритму жизни всегда было характерной чертой "высокой моды". Она так или иначе откликалась на все мировые потрясения и катаклизмы, преображая их в игру тканей, красок и фасонов. "При изготовлении модели нужно пробовать невозможное", - говорил Кристиан Диор, изобретатель стиля "New look".
Конечно, затем модели - порой чрезмерно причудливые, иногда нарочито упрощенные, - спускаясь по крутым ступенькам с подиумов "в массы", претерпевают самые невероятные изменения. И все-таки вряд ли кто возьмется отрицать влияние "от-кутюр" на все, что носим, в том числе, и мы с вами.
Говорить о кончине ни "высокой моды", ни той, что рангом ниже, не приходится. Пусть некоторые скептики и считают, что "от-кутюр" постепенно умирает. Может ли это случиться, пока на Земле существуют женщины, которые обожают красивые сказки... то есть вещи?
Однако сколько ни говори "халва", слаще во рту не станет. И сколько ни произноси магическое слово "мода", оно обретает конкретный смысл, лишь будучи наполненным содержанием сегодняшнего дня.
"Высокая мода" - это секреты, передаваемые из поколения в поколение", - говаривал Ив Сен-Лоран. Но передаются они далеко не каждому желающему: каста "высоких" модельеров стойко блюдет чистоту своих рядов. Юридически защищен сам термин, и самозванец (даже талантливый) не может проникнуть в этот элитарный клуб без риска оказаться в тюрьме.
"От-кутюр" родилась в конце девятнадцатого века в Париже, городе, ставшем законодателем моды еще со времен Людовика ХIV. Ныне этот титул носят лишь дома моды, фигурирующие в списке, который ежегодно устанавливает комиссия при Министерстве промышленности Франции. (Так что говорить об отечественной "высокой моде" можно лишь в переносном смысле, дабы не нарваться на строгие к нарушителям авторских прав западные законы).
Основные критерии для модных домов были установлены еще в 1945 году и дополнены в 1992 году. Первое: не менее пятнадцати человек в мастерских. Второе: ежегодный показ двух коллекций в Париже (весна-лето и осень-зима), включающих модели вечерней и деловой одежды, не менее чем из тридцати пяти проходов каждая. Сегодня соответствуют этим требованиям восемнадцать фирм "высокой моды".
Небезынтересен и "списочный состав" - не мешает узнать, на какие этикетки обращать внимание желающим обзавестись модной одежкой и где ожидать подвоха со стороны мастеров подделки. Итак, по алфавиту (французскому, конечно): Бальмен, Пьер Карден, Карвен, Шанель, Кристиан Диор, Луи Феро, Живанши, Лекоане Эман, Кристиан Лакруа, Лапидюс, Ги Ларош, Ане Мори, Пако Рабанн, Нина Риччи, Ив Сен-Лоран, Жан-Луи Шеррер, Торренте, Эманюэль Унгаро.
Хотя, пожалуй, в наших палестинах знание назубок парижских домов "высокой моды" мало что дает. Ибо оригинальные модели "от-кутюр" у нас не водятся. Они эксклюзивны и, на обывательский взгляд, несуразно дороги. Во всем мире едва наберется несколько десятков дам, позволяющих себе подобные излишества в гардеробе. Остальные (нас тьмы и тьмы...) довольствуются упрощенной копией в виде "прет-а-порте" - готового к продаже платья.
А некое "упрощение упрощенного" российская провинция получает в виде китайско-турецко-польского товара. И ничего, носим... Но на французов оглядываемся. В данном случае известный рекламный ролик не грешит против истины: мода и духи рождаются действительно в Париже.
К счастью, мода последних нескольких сезонов, не исключая грядущего - весна-лето/97, весьма эклектична. Что позволяет даже при вполне скромных возможностях и толике фантазии выглядеть стильно. И даже если нам приходится пользоваться услугами рыночных коммерсантов, это отнюдь не повод для отчаяния.
Снова в моде разноцветные свитеры, джемперы, водолазки и прочие трикотажные удовольствия? Юбки клеш и коротенькие сарафаны? Облегающие платья, которые не сходят с пика моды? Ну и замечательно. Открывая любой модный журнал, преломляйте все увиденное к местным условиям. И вы поймете, как это увлекательно - создавать из ничего (из случайно примеченного свитерка, из недорогой, но стильной материи на юбку, из маминого шарфика в придачу) настоящую Одежду. Одежду с большой буквы, которая, возможно, ничуть не хуже, чем "от-кутюр". Просто она другая.